Посмотрела этот культовый хоррор из начала 30-х, и ничего культового так там и не нашла, как, собственно, и хоррора.
По-мне, так это скорее житейская драма, да и то драма с большой уж натяжкой. Банальная бытовая мелодрама с капелькой криминала, единственное, что придает ей какие-то крупицы жуткости и веса - это уродцы. Но в то же время это один из самых краеугольных мест фильма. Такое чувство, что он сам не знал, чем хотел быть - то ли остро-социальной драмой о людях, не похожих на всех, то ли все-таки трешовым ужастиком из своего времени.
То есть уроды подаются нам с самого начала фильма как обычные люди, там есть смешные моменты, милые моменты, житейские моменты, и это, пожалуй, лучшая часть фильма. Но где-то на середине режиссер вспоминает, что это же должен был быть фильм ужасов, преемник Франкенштейна и Дракулы, и начинает сворачивать на кривую дорожку.
читать дальшеИ это такая дискредитация всей предыдущей идеи фильма, что если смотреть и неприятно, то только поэтому. Фильм буквально кричит "Ты думал они нормальные, такие же как мы?! Нет! Они психи! ПСИХИ!!" А если учесть, что в фильме снимались реальные люди с отклонениями, довольно известные в свое время, то даже задаешься вопросом, как они вообще согласились в таком сниматься?
Далее, фильм никчемен как хоррор потому что он совсем не пугает, разве что впечатлительных людей 30-х годов. Что, кстати, тоже странно, ибо в то время как раз и были модны все эти цирки уродов. А кроме уродов в этом фильме, по сути, пугать-то больше и нечем. Единственный реально напрягающий момент - это когда банда карликов и прочих циркачей следит за главными злодеями, даже не таясь, да, это было жутковато - и все!
Конечно, раньше еще были вырезанные моменты, с теми самыми сценами издевательств уродцев над злодеями, и возможно пугать должны были они, хотя представляя уровень съемки 30-х годов, напугать они могли разве что современников. Которые, кстати, фильм совсем не оценили, а культовый статус он получил много позже, хоть я и совсем не могу понять, почему, ведь этих самых вырезанных сцен никто так и увидел, ибо даже пленку сожгли.
Куда лучше бы для всех, если бы вместо этого фильма сняли комедию с участием сиамских близняшек, или просто бытовую драму о все остальных циркачах, потому что, собственно, в каком-то роде фильм это и делает. Что он не делает, так это хоррор. Атмосфера не нагнетается никак, ни музыкой, ни визуальными средствами, даже актерской игрой, особенно если вспомнить, что почти все актеры в фильме и не актеры вовсе.
Романтическая линия тут есть, и даже не одна, но ни одна не развита и не показанная адекватным образом. Ни любовь между парочкой карликов, ни любовь одного из них к главной злодейке, сменяющаяся разочарованием и ненавистью, ни роман этой злодейки с местным силачом, даже главная романтическая линия между клоуном и дрессировщицей Венерой проносится мимо, перескакивая с одной фазы отношений в другую в мгновение ока.
Далее, главные злодеи. Что о них можно сказать? На Кинопоиске говорят, что они вызывают отвращение, но нет, они обычные среднестатистические мудилы, конкретно ненависти и отвращения к ним фильм даже не нагнетает. Там часто упоминали сцену свадебного пира, но она скорее вызывает отвращение ко всем участником, а не только к ним, не даром один из самых адекватных персонажей фильма кричит им всем "Свиньи!"
Так как все жуткие сцены заботливо вырезали, все что осталось, так это результат мести уродцев главной злодейке - но это просто курам на смех. Даже делая огромную скидку на спец-эффекты начала столетия, все это выглядит так неестественно, что невозможно в это поверить в принципе. Между прочим, того же чудовища Франкенштейна со сложнейшим гримом на год раньше сделали вполне достоверным и верибельным. Но так же и не понятно, какие чувства должна вызывать эта сцена в принципе. Чувство удовлетворенной мести? Пожалуйста, но только если вы такой же мудак как герои фильма. Чувство жалости к несостоявшейся преступнице? Нет, ибо для этого нужно показать как минимум как она страдает, но даже это не показано, не говоря уже о всей нелепости костюма.
Так что мы имеем в итоге - калеченную ленту, из которой вырезали все (предположительно) пугающие моменты, а все оставшееся выглядит как склейка остатков пленки с намеком на сюжет? Лента, которую современники с отвращением отвергли, и сдается мне, далеко не из-за изобилия всяких разных уродств, и которую потомки, падкие на все не-такое, возвели в культовый статус? Фильм-недодрама, фильм-недохоррор, по факту имеющий сейчас какую-либо ценность только из-за одного - живых уродов, играющих самих себя. Детей своего времени, времени популярности цирков уродцев, времени, когда это могло сделать им карьеру и капитал, времени, когда к ним относились как к не-людям. Каждый видит в этом фильме что-то свое, кто-то остро-социальную драму, кто-то зеркало, показывающее людские пороки, а я вижу в нем фильм, потерявший свою мораль где-то на середине.